You are viewing arenicave

Previous Entry | Next Entry


Зардарян Д.Э., Гаспарян Б.З.
Позднеэнеолитическая керамика пещеры Арени-1
в: Археология, этнография, фольклористика Кавказа. Сборник кратких содержаний докладов Международной научной конференции (Тбилиси, 25-27 июня 2009), Тбилиси, 2010, стр. 154-156

В последние годы в южных районах Республики Армении работами экспедиции института Археологии и Этнографии НАН РА были выявлены позднеэнеолитические памятники (Неркин Годедзор1, Арени-1), где наряду с энеолитической местной и импортной керамикой в одном слое встречаются также образцы, изготовленные энеолитическими технико-технологическими традициями, однако уже имеющие близкие к куро-аракским типологические признаки и формы. В данном культурном контексте, правда в ограниченном количестве, наличествуют также классические образцы собственно куро-аракской культуры, несмотря на то, что куро-аракского слоя как такового зафиксировано не было. Подобные проявления заставляют задуматься о правомерности рассуждений относительно местного зарождения куро-аракской культуры из энеолитической, а также попыток пересмотрения хронологических рамок ее начальных этапов вплоть до размещения их в пределах позднего энеолита (качественно новый возврат к «куро-аракскому энеолиту»).В связи с этим, огромный интерес представляют данные, полученные при предварительном изучении позднеэнеолитического керамического материала Арени-1 и позволяющие сделать некоторые наблюдения, касающиеся вопросов генезиса керамики куро-аракской культуры.

Многогалерейная карстовая пещера Арени-1, известная также под именем Птичья пещера, находится к востоку от села Арени и расположена в скалистых известковых образованиях левого берега реки Арпа (приток Аракса). Археологические работы здесь производились совместной армяно-ирландско-американской экспедицией в 2007-2008 гг. По данным разведовательных шурфов, заложенных на различных участках первой галереи, и дальнейших раскопок, памятник имеет не менее 5-6 строительных горизонтов энеолитическoй эпохи, общей мощностью более четырех метров (радиоуглеродные даты колеблются в пределах 4300-3500 гг. до н.э.). Горизонты с каменными жилищами, вымощенным двориком и глинобитными структурами были вскрыты раскопками у входа в первую галерею (раскоп 3) прямо под скальным навесом (раскопано около 85м²). В задней же части обширной галереи (раскоп 1, около 40м²) было открыто складское помещение со вкопанными в отложения сосудами для хранения пищевых запасов и круглыми глиняными структурами производственного назначения, а также совершенные в них погребения черепов.

На сегодняшний день детальному технико-типологическому анализу подверглась лишь керамика верхних двух энеолитических горизонтов раскопа 3, при сравнении которых наблюдается ряд характерных различий между ними.

Энеолитический слой 1 выявлен у входа в пещеру и представлен раскопанными двумя жилыми строениями неопределенной формы. Сохранились каменные стены одного из строений, а также глинобитный пол (согласно радиоуглеродным датам, полученным из слоя, он датируется 3500 гг. до н.э.). Керамический материал этого слоя представлен грубой средне- и толстостенной песочно-соломенной посудой (котлы, жаровни, сосуды для хранения); средне- и тонкостенной кухонной и парадной песочно-соломенной и соломенной посудой (стаканы, миски, горшочки и др.). Формы энеолитической керамики первого слоя Арени-1 весьма разнообразны и находят аналогии с посудой энеолитических поселений Закавказья. Это шаровидные, а также вытянутые яйцеобразные  крупные сосуды лишенные горловины как таковой, грушевидные сосуды с округлым туловом и сужающейся или, наоборот, расширяющейся к закраине горловиной. Такие сосуды не имеют особо выраженного венчика, их закраина лишь слегка заострена и округлена. Днища крупных сосудов, или карасов, плоские с плавным переходом к придону (хотя иногда встречены и грубые, выделенные днища). Горшки представлены разнообразными формами: баночной, конической, биконической, зачастую лишены горловины и имеют резко отогнутый наружу и заостренный к концу венчик (рис. 2-5). Миски, чаши и тигели имеют колоколовидную форму с расходящимися стенками, лишенными венчика, переход от днища к придонной части плавный. Жаровни - округлой или овальной формы, их стенки ровны и невысоки со сквозными отверстиями у закраины борта.
______________________________________
1 Avetisyan P., Chataigner Ch., Palumbi G., The Results of the Excavations of Nerkin Godedzor (2005-2006). Preliminary report, in: Aramazd, Volume – I -2006,Yerevan, 2006, pp.6-18;


154

Следует упомянуть также находку округлого сосудика (диаметром 5.4см и высотой 5.7см) со сливом. Подобные «чайники» известны из Тепе Гисар III2, тепе Гавра и Арслан тепе, а отдельные части найдены и в Лайлатепе и Беюк Кесик3. Интересная также находка фрагмента плоского светильника с ручкой.

Энеолитический слой 2 открыт непосредственно под полами строений и представлен глинобитными структурами (радиоуглеродные даты, полученные из слоя, датируют его 3900-3800 гг. до н.э.). Керамика этого слоя преимущественно средне- и тонкостенная, в черепке имеющая примеси мелкозернистого песка и мелкой органики (шерсть, солома) и получившая хороший обжиг. Цвет посуды – горчичный, серовато-коричневый, коричневый, черный. Большая часть этой посуды покрыта охрой. Это в основном горшки средних размеров и крупные сосуды с шарообразным и яйцеобразным туловом, округлыми днищами, раструбной, небольшой цилиндрической или воронкообразной горловиной, лишенной венчика. Встречаются сосуды с расположенными на плечике горизонтально поставленными дугообразными или треугольными ручками (рис. 8). Наличествуют также сосудики средних и малых размеров с шарообразным туловом, плавно или резко переходящим в раструбную невысокую горловину без выраженного венчика (рис.1). Интересны высококачественные миски или т.н. «бокаловидные» чаши, находящие свои аналогии в Лейлатепе, Беюк Кесик4 и Техуте5.

Отдельную группу посуды, обнаруженной как в первом, так и во втором слоях, представляет керамика по технико-технологичеким особенностям повторяющая энеолитическую посуду, однако по формам близкая к образцам керамики куро-аракской культуры. Внешняя поверхность посуды имеет горчичный, бежевый, красный, розовый, серовато-коричневый, черный цвет и зачастую покрыта как слабым, так и тщательным лощением. Это сосуды с низкой или высокой цилиндрической горловиной и отогнутым венчиком с закраиной в виде бусины и округлым выпуклым туловом (рис. 6, 7); горшки с дугообразными ручками, являющимися продолжением венчика и сливающиеся с плечиком или с горизонтальными треугольными выступами (лжеручками); полусферические миски с квадратной или скошенной закраиной.

Классические образцы керамики куро-аракской культуры происходят в основном из первого горизонта (хотя несколько экземпляров встречены и во втором слое). Такая керамика типологически совпадает с посудой первой фазы куро-аракской культуры и находит аналогии на таких памятниках Армении как Талин6 и Элар7. Керамический материал весьма фрагментарен, однако в основном представлен профилирующими черепками и отдельными частями (венчиками, горловинами, ручками) высококачественной парадной посуды. Кухонная керамика худшего качества встречена реже. В коллекции также имеется один почти целый горшок (рис. 9). Черепок изготовлен из просеянной, хорошо отмученной глины с небольшим добавлением мелкозернистого песка или совершенно без примесей. Большинство сосудов имеет чернолощеную (часто с серебристым отблеском), серолощеную и светло-коричеволощеную поверхность с подкладкой другого цвета.

Итак, керамика верхних двух горизонтов Арени-1 находит свои параллели среди таких позднеэнеолитических памятников региона как Техут, Неркин Годедзор, Кюльтепе I, Лейлатепе, Дидубе, Бериклдееби и т.д. Ощутимые технико-типологические различия керамики этих двух, разных в хронологическом отношении горизонтов позволяют говорить о возможности наличия двух фаз в позднем энеолите Южного Кавказа - ранней (4000-3700 гг. до н.э.) и поздней (3600-3500 гг. до н.э.). Более того, присутствие керамики по технико-технологичеким особенностям повторяющей энеолитическую посуду, однако по формам близкой к образцам керамики куро-аракской культуры в обоих горизонтах (при этом в первом горизонте количество подобных образцов возрастает), говорит в пользу местного зарождения кермики куро-аракской культуры из энеолитической. И, наконец, наличие в первом горизонте памятника классических образцов куро-аракской керамики,

_______________________________________
2 Массон В.М., Первые цивилизации, Ленинград, 1989, стр. 132-133;

3 Нариманов И.Г., Ахундов Т.И., Алиев Н.Г., Лейлатепе, Баку, 2007, стр. 53;

4 Нариманов И.Г., Ахундов Т.И, Алиев Н.Г., 2007, там же, стр. 51, рис. III: 2,3; X: 6; XVI: 10, 21, 24;
5ТоросянP.M., Раннеземледельческое поселение Техута (IV тыс. до н.э.), на арм.яз., Ереван, 1976, табл. VIII:5;

6 Badalyan R.S., Avetisyan P.S., Bronze and Iron Age Archaeological Sites in Armenia – I. Mt.Aragats and its Surrounding Region, BAR International Series 1697, 2007, pp.242-249;

7 Ханзадян Э.В, Элар-Дарани (на арм.яз.), Ереван, 1979, таблицы V, VI.

155

совпадающей с посудой начальной фазы этой культуры, позволяет относить ее к переходному от позднего энеолита к эпохе ранней бронзы этапу, имевшего место на Южном Кавказе на рубеже второй половины IV тысячелетия до н.э.




156


Comments

( 3 comments — Leave a comment )
arkaun
Jun. 25th, 2010 02:00 pm (UTC)
А вы не подскажете, где можно приобрести этот сборник? В интернете я его нашел, но хотелось бы в виде книги :)
arkaun
Jun. 25th, 2010 08:38 pm (UTC)
Оказывается, в интернете он есть полностью. Так как он достаточно репрезентативен, очень интересно ваше мнение - скажите, пожалуйста, как вы оцениваете археологическую составляющую этого сборника? Мне сложно оценить археологию, я могу составить мнение только о нумизматике и лингвистике.

Заранее спасибо.
arenicave
Jun. 27th, 2010 07:52 am (UTC)
Как конференции "Археология, этнология и фольклористика Кавказа" отличные, так и сборники (можно сказать, наибольшее количество самых удачных статей именно по археологии!). Сборники можно приобрести в Тбилиси, обратившись в "Фонд Кавказа" (к господину Гиви Гамбашидзе)
( 3 comments — Leave a comment )

При использовании фотографий и копирования текста просьба ссылаться на источник!

free counters
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner