You are viewing arenicave

Previous Entry | Next Entry


Д.Э.Зардарян
Расписная посуда конца V – начала IV тысячелетия до н.э. из пещеры Арени-1
Новые материалы и методы археологического исследования. Материалы II международной конференции молодых ученых. Москва, 19-21 марта, 2013. Москва, 2013, стр. 49-51

Среди комплекса позднеэнеолитической керамики пещеры Арени-1 выделяется группа расписной посуды, представленной экземплярами с монохромной, бихромной и полихромной росписью. Примечательно, что расписная керамика, известная на других позднеэнеолитических памятниках Армении (Неркин Годедзор, Техут) (Avetisyan et al., 2006. Р. 282. Table 1, 1-8; Chataigner et al., 2010. P. 391-405; Торосян, 1976. С. 135. Табл. 10), имеет исключительно импортное происхождение, в то время как аренийская – сугубо местное.
Расписная посуда в Арени зафиксирована во втором (4000-3700 гг. до н.э.) и третьем (4300-4000 гг. до н.э.) горизонтах памятника (Зардарян, Гаспарян, 2010. С. 154-156). Что касается первого горизонта (3700-3400 гг. до н.э.), то здесь найдено большое количество крашеной посуды, однако роспись для нее не характерна. Происходящий из этого слоя единственный фрагмент с росписью (рис. 1, 10), вероятнее всего, попал сюда из нижних горизонтов.
Посуда второго горизонта (4000-3700 гг. до н.э.) отличается от посуды из первого как морфологически, так и технологически. Обнаруженная здесь расписная керамика фрагментирована, однако встречены и целые сосуды. Посуда хорошего качества. Окрашивание и роспись в большинстве случаев производились до обжига. "Фоном" расписной посуды является: необработанная поверхность; поверхность, покрытая тонким слоем светлого ангоба и слегка залощенная; красно- или буролощеная поверхность; поверхность, окрашенная охристой краской.
Росписью украшалась внешняя поверхность посуды, однако встречены образцы и с росписью изнутри. Рисунки наносились: темно-коричневой или черной красками (рис. 1, 1-3, 5-7); с использованием трафаретов (рис. 1, 8); в виде "теневой" (светло-серой) росписи поверх необработанной внешней (рис. 1, 4) или внутренней поверхности (рис. 1, 13).
Состав красок анализу пока не подвергался, однако, согласно предварительному изучению, для их изготовления использовались цветные глинистые образования, охра, мумие и битум, источники которых расположены неподалеку.
Среди мотивов росписи можно выделить: различные сочетания точек, линий, зигзагов и волн (рис. 1, 1, 2, 5, 6); сложные символические сюжеты с использованием изображений животных (козел, змея) и небесных тел (солнце, звезда); растительные сюжеты в виде стилизованного изображения Древа Жизни (рис. 1, 3); сложные рисунки с геометрическими фигурами.
Необходимо также упомянуть сосуды, украшенные сочетанием росписи и резного (шевроны) или рельефного орнамента (шишечки, миндалевидные налепы и др. – рис. 1, 7).
Предполагается, что роспись покрывала посуду, использовавшуюся в ритуальных целях. В поддержку этой точки зрения свидетельствует контекст ее нахождения. Фрагменты намеренно разбитой керамики были найдены также в погребениях, совершенных в глинобитных структурах. Особое внимание следует уделить одному целому экземпляру, найденному in situ во втором горизонте. Это – крупный сосуд с шаровидным туловом (высота 62 см, диаметр тулова 60 см), заостряющимся к днищу, и цилиндрической горловиной, снаружи целиком окрашенный охристой краской и покрытый черной росписью. Сюжет рисунка довольно интересен, и его следует рассматривать, перевернув сосуд вверх дном. Заостренное днище покрыто изображением солнца
с лучами. Ниже по всей окружности нарисованы волны, далее следует сюжет с изображением коз, змей, других животных, звезды и множества точек. С середины тулова до основания горловины сосуд расписан вертикальными полосками и точками между ними. Горловина его "разделена" на пять черных широких вертикальных поясков, а пространство между ними украшено множеством точек. Сосуд по середину тулова был вкопан в укрепленный пол и содержал женское погребение.
Некоторые из сюжетов росписи посуды второго горизонта находят параллели на керамике из синхронных слоев поселений Кюльтепе (Абибуллаев, 1982. Табл. XII, 1-2) и Ментештепе (Lyonett et al., 2010. С. 271. Табл. 8, a-b) в Азербайджане и Тилкитепе (Korfmann, 1982. S. 81, 83. Abb. 10, 11) в Турции.
Что касается керамического материала из третьего горизонта (4300-4000 гг. до н.э.), то, согласно предварительному изучению, морфологически он частично совпадает с материалом из второго. Отличительные особенности – техника изготовления и способы нанесения росписи.
Несмотря на то, что найденная здесь расписная посуда фрагментирована, она дает представление о мотивах росписи. Это – геометрические фигуры (треугольники), крупная сетка, косые параллельные полоски, точки и др. Рисунок выполнен: черной краской по необработанной поверхности (рис. 1, 9, 14); черной краской по красному фону; ярко-красной краской по необработанной поверхности (рис. 1, 10); ярко-красной краской по светло-красному фону (рис. 1, 11). Среди посуды третьего горизонта встречены также образцы с полихромной росписью в виде черных и ярко-красных рисунков по светлому фону (рис. 1, 12).
Позднеэнеолитическая расписная керамика из Арени-1 отличается от месопотамских гончарных традиций конца V – начала IV тыс. до н.э. как техникой изготовления и способом нанесения рисунка, так и используемыми в росписи сюжетами. Этот факт говорит о том, что она изготовлена местными гончарами, которые, будучи знакомы с традициями ближневосточных раннеземледельческих культур (халафской, северо-убейдской, ван-урмийской и т.д.), пытались создавать свои "шедевры" на месте.

Абибуллаев О.А. Энеолит и бронза на территории Нахичеванской АССР. Баку, 1982.
Зардарян Д., Гаспарян Б. Позднеэнеолитическая керамика пещеры Арени-1 // Археология, этнология и фольклористика Кавказа. Тез. докл. Тбилиси, 2010.
Торосян Р.М. Раннеземледельческое поселение Техута. Ереван, 1976 (на арм. языке).
Avetisyan P., Chataigner C., Palumbi G. The results of the excavations in Nerkin Godedzor (2005-2006) // Aramazd:
Armenian Journal of Near Eastern Studies. Vol. I. Yerevan, 2006.
Chataigner Ch., Avetisyan P., Palumbi G., Uerpmann P.-H. Godedzor: A Late Ubaid-related settlement in the
Southern Caucasus // Beyond the Ubaid: Transformation and Integration in the Late Prehistoric Societies of the
Middle East. Chicago, Illinois, 2010.
Korfmann М. Tilkitepe: die erstenAnsätze prähistorischer Forschung in der östlichen Türkei. Tübingen, Wasmuth,
1982.
Lyonnet B. et al. Excavations at Mentesh Tepe // Археологические исследования в Азербайджане. Баку, 2010.

PaintedPottery

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
dmitri_lytov
Jul. 27th, 2013 05:33 pm (UTC)
Можно ли мне, как человеку неподготовленному, поинтересоваться у Вас, к каким археологическим культурам или феноменам соседних регионов ближе всего то, что Вы нашли в пещере Арени? Похоже ли это на Халаф, или тут видны другие параллели?
arenicave
Jul. 27th, 2013 08:59 pm (UTC)
Если вы имеете в виду расписную керамику, то это, скорее всего, - постхалаф. Параллели аренийской расписной посуды на сегодняшний день известны среди керамического материала двух памятников: Тилкитепе (Турция)и Ментештепе (Азербайджан). Что касается всей энеолитической посуды пещеры Арени, то здесь прослеживаются такие гончарные традиции как "Техут-Бериклдееби", "Лейлатепе", "протомайкоп", "протокуро-аракс" и классический куро-аракс. Есть небольшое количество импортной керамики, происхождение которой на сегодняшний день пока неизвестно.
( 2 comments — Leave a comment )

Page Summary

При использовании фотографий и копирования текста просьба ссылаться на источник!

free counters
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner